В Региональном стажировочном семинаре приняли участие - учителя школ города Нягани (МБОУ «СОШ № 6» им. А.И. Гордиенко), г. Ханты-Мансийска (МБОУ «Гимназия № 1) и Октябрьского района (МКОУ «Каменная СОШ», МКОУ «Большелеушинская СОШ», МКОУ «Шеркальская СОШ», МКОУ «Горнореченская ООШ», МКОУ «СОШ № 7» п. Талинка, МКОУ «Унъюганская СОШ № 2») - всего 31 стажер.
С приветственным словом к участникам стажировочного семинара обратилась директор МКОУ «СОШ № 7» Надежда Ивановна Фаттахова. Она отметила, что в современных условиях основной задачей образования становится достижение нового качества его результатов, формирование личности ученика, обладающего компетенциями, позволяющими ему успешно адаптироваться в окружающей действительности. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Пожелала участникам семинара получить практические навыки в использовании методов и приемов, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Константиновна Булыгина в выступлении раскрыла основные положения системно-деятельностного подхода в обучении в свете новых стандартов. Стажеры нашли ответы на многие проблемные вопросы. Какие средства, приёмы, педагогические действия будут способствовать обучающимся в успешном решении учебно-познавательных и учебно-практических задач? Как обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС ООО? Какие задания будут эффективными при формировании универсальных учебных действий?
На мастер-классе «Формирование навыков целеполагания у обучающихся на уроках математики» тьютор Раиса Ульфатовна Смирнова познакомила слушателей стажерской площадки с требованиями к проведению этапа целеполагания на современном уроке. Тьтором были даны методические рекомендации по организации технологии целеполагания, продемонстрированы практические приемы, которые могут способствовать формированию способности к целеполаганию, процессу выбора целей урока обучающимися. Стажерам были продемонстрированы видеофрагменты уроков, мультимедийные презентации из методической копилки учителя, демонстрирующие разные подходы в организации данного этапа урока. Интерес учителей- стажеров вызвала имитационная игра, на которой был рассмотрен прием создания проблемной ситуации в ходе целеполагания на примере темы « Формула длины окружности» на материале 6 класса. Методический багаж стажеров пополнился методами и приемами, которые можно использовать при организации современного урока в контексте требований ФГОС ООО.
Тьютор Татьяна Николаевна Арнаутова подготовила мастер-класс «Приемы организации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии», подчеркнув важность развития познавательного интереса - одного из самых значимых мотивов учения, т.к. взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, он обогащает и формирует личность ребенка.Среди разнообразных приемов организации познавательной деятельности. Татьяна Николаевна выделила те, которые являются эффективными для развития познавательного интереса на этапах изучения нового материала, восприятия знаний, осмысления нового материала и закрепления изучаемого материала: приемы новизны, семантизации, проблемного вопроса, моделирования, синквейн, использование натуральных объектов в заданиях для учащихся, стратегия «вопросительные слова», кластер, «Диаграмма Венна». Стажеры выполняли практическое задание: составляли синквейн. Тьютор поделилась опытом составления и применения «Биологического тренажера» для систематизации и обобщения материала. Образцы тренажера слушатели курсов получили в подарок.
Тьютор Светлана Павловна Остапенко на мастер-классе «Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка» рассказала, как на этапах вызова, стадии осмысления и рефлексии использует приемы: фишбоун, кластер, корзина идей, дерево предсказаний, мозговой штурм. Участники увидели практическую реализацию применения приемов технологии критического мышления в фрагментах видеоуроков. Прием «верные-неверные утверждения» по творчеству Пушкина Светлана Павловна показала стажерам, предложив им представить себя на месте обучающихся 6 класса.. Интерес вызвал прием «крестики-нолики». Эмоциональной рефлексией на выступление тьютора стал прием «Зарядка», с помощью физических упражнений участники выразили свое отношение к предложенному материалу.
Тьтор Алексей Алексеевич Албатовский подготовил мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры с образовательно-познавательной направленностью». Алексей Алексеевич обратил внимание слушателей на особенности организации и методику уроков разных типов с познавательной направленностью.
Тьютор Елена Иподистовна Шаронова провела мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на этапе подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала» с использованием технологии проблемного обучения и приемов технологии критического мышления. Слушателями были осмыслены понятия «универсальные учебные действия», рассмотрены виды УУД, их содержание, определены основные компетенции, которые они формируют. Была организована групповая работа со стажерами на закрепление полученных знаний.
Тьютор Галина Ивановна Рогачева представила мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на этапах усвоения новых знаний и проверки понимания нового материала». Были показаны различные приемы конструирования проблемных заданий на уроках русского языка, которые могут использовать учителя других предметов. После показа фрагмента урока по теме «Лексика» стажеры должны были выполнить практическое задание: определить, какие универсальные учебные действия развивались при выполнении проблемного задания обучающимися 5 класса. Галина Ивановна представила возможности интерактивной доски как эффективного средства в формировании познавательных, коммуникативных, регулятивных действий обучающихся.
Тьютор Ольга Юрьевна Мезенцева на мастер-классе «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на этапах рефлексии и информации о домашнем задании» познакомила стажеров с требованиями к содержанию, объему и форме домашнего задания, о важности рефлекии на уроке.
Тьютор Ольга Павловна. Стыцюк представила творческую мастерскую «Проектная деятельность на уроках МХК как средство достижения метапредметных результатов», рассмотрела базовые этапы проектной деятельности, которые представляют собой своеобразный цикл: он начинается с погружения обучающегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением сообществу полученных результатов, что ведет к формированию универсальных учебных умений и получению метапредметных результатов. Стажерам были представлены учебные проекты «Мы в первобытном обществе», «Древо жизни – модель мира».
Стажеры получили практическое задание: выполнить мини-проект – изготовление из ткани и ниток птицы – символа верхнего мира. Участники семинара успешно реализовали проект: формулировали цель и задачи проекта, обсуждали и выбирали траекторию достижения цели проекта; объединились в рабочие группы, распределили внутри группы, планировали деятельность; решали задачи проекта; готовили продукт деятельности к презентации, представляли. Продемонстрировали свои проектно-исследовательские навыки, умение работать в команде, сформированные презентативные умения и навыки. Рефлексия «Древо жизни» показала положительные отзывы стажеров.
На практикуме «Моделирование урока в свете требований ФГОС ООО» все стажеры работали в группах, каждая из которых отвечала за один этап урока. Тьюторы были консультантами групп стажеров. Активная поисковая деятельность участников привела к созданию модели современного урока, выявлению эффективных средств формирования УУД на каждом этапе урока.
Педагог-психолог Татьяна Николаевна Дубасова рассказала о целях и задачах психологического сопровождения опережающего введения ФГОС ООО в 5-6-х классах. Вниманию стажеров было представлено мониторинговое диагностическое исследование по результатам сопровождения, отразившее положительную динамику формирования всех видов УУД и успешную социально-психологическую адаптацию к обучению в условиях введения ФГОС ООО.
В «Рефлексивной лаборатории» были представлены различные рефлексивные техники.
Стажеры отметили практическую направленность семинара, что позволило им увидеть механизм реализации деятельностного метода обучения. Тьюторы похвалили обучающихся за активность, творчество, заинтересованность в обучении: на каждом этапе семинара рождалась живая дискуссия, происходил эффективный обмен научно-педагогическим опытом.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.